Строение шин

Автомобиль благодаря колесам двигается по дорогам. Колеса состоят из двух компонентов – шины и диска. Основным рабочим элементом колеса является шина или по-простому "резина", а диск выступает в роли посадочного места для нее, а также обеспечивает крепление колеса к ступицам.

Современные шины производятся по высочайшим технологиям и имеют сложный технический механизм. В состав шин входят большое количество различных материалов, например, нейлон, природный каучук, синтетический каучук, сталь, полиэстер, природные и синтетические масла. Каждый из вышеперечисленных материалов выполняют важную функцию в производстве шины.

Устройство автомобильной шины – сложное, несмотря на простой внешний вид. В поперечном сечении скат имеет С-образную форму, которая формируется рядом слоев.

1. Протектор.
Слой резины контактирующий с дорогой и обеспечивающий тяговое усилие, сцепление и курсовую устойчивость. Различные условия эксплуатации шин определяют разнообразие рисунков протектора. Протектор шины создан из синтетического и природного каучука с добавлением очищенного ароматического масла и силики. Благодаря этому, шина имеет надежное сцепление с дорогой. Силика делает отличным сцепление на мокрой дороге и уменьшает сопротивление качению.

2. Позитивный профиль протектора
Суммарная площадь блоков протектора. Чем больше площадь блоков, тем больше пятно контакта, и, соответственно, тем лучше сцепление шины на сухом покрытии.

3. Негативный профиль протектора
Суммарная площадь продольных и поперечных канавок и ламелей, необходимых для отвода воды, снега из пятна контакта. Чем больше процент негативного профиля, тем лучше шина очищается.

4. Плечевая зона
Участвует в обеспечении сцепления шины с дорогой при прохождении поворотов, а в условиях безжорожья - дополнительное тяговое усилие.

5. Боковина
Защищает шину от воздействия окружающей среды и механических повреждений. Амортизирует неровности дороги. Бок шины изготовлен из натурального каучука

 

6. Кордовый каркас
Кордовый каркас – основа шины. Принимает на себя нагрузку и сдерживает внутреннее давление воздуха. Основой каркаса выступает корд – прорезиненные слои нитей (из хлопка, вискозы, капрона, стальной проволоки), покрывающих всю площадь каркаса и расположенных определенным образом. Каркас может состоять из одного или нескольких кордовых слоев.

По расположению нитей каркаса шины делятся на диагональные и радиальные. В первом случае используется перекрестное расположение слоев корда. В радиальных шинах нити проходят перпендикулярно направлению вращения колеса. Диагональные шины сейчас практически не выпускаются.

 

7. Боковые вставки (усилители)
Отвечают за боковую устойчивость и комфорт, а также защищает каркас от преждевременного износа (например, у внедорожных шин).

8. Нить каркаса
Нить представляет собой синтетический материал (полиэстр, вискоза, нейлон, кевлар). В одной шине насчитывается порядка 1500 нитей, каждая из которых способна выдерживать нагрузку до 150 кг.

9. Бортовое кольцо
Служит для надежного крепления шины на ободе. Сделано из стальной проволки, которая покрыта каучуком.

10. Брекер
Брекер – еще один слой корда, но он располагается не по всей площади каркаса, а лишь на рабочей поверхности. Помимо этого, в брекере используются более прочные нити, что обеспечивает повышение прочности и устойчивости каркаса к повреждениям. По сути, брекер выступает в качестве армирующей соединительной прослойки между каркасом и протектором. Кордовые нити брекера располагаются исключительно диагонально. Брекер также способствует стабилизации пятна контакта.

11. Нулевой слой
Снижает влияние центробежных сил и обеспечивает стабильность пятна контакта, особенно на высоких скоростях.

12. Внутренний слой
Обеспечивает герметичность шины. Состоит из бутилового каучука. Его роль состоит в том, чтобы препятствовать выходу воздуха из внутреннего пространства шины.

 

Классификация

Существует несколько критериев, по которым делится автомобильная «резина»:

  • Способ герметизации внутреннего пространства;
  • Сезонность использования;
  • Тип протектора;
  • Сфера использования.

Все эти критерии достаточно важны и учитываются при выборе авторезины.

 

Метод герметизации

По способу герметизации, существующие виды автошин делятся на камерные и бескамерные.

В камерных воздух, обеспечивающий необходимое давление внутри, закачивается в специальный резиновый баллон – камеру. Основным недостатком таких колес является легкость повреждения, поскольку даже незначительный прокол камеры приведет к спусканию колеса. Но с другой стороны, изгибы обода диска при сильных ударных нагрузках не приводит к спусканию. На легковых авто камерный тип сейчас используются очень редко.

В бескамерных воздух закачивается в пространство, образованное внутренней поверхностью шины и диском. Они менее «чувствительны» к проколам и способны выдержать до 7-8 пробитий (при условии, что элемент, проколовший шину, остается в ней). Но даже незначительный изгиб обода приведет к «отслаиванию» борта и колесо стравит воздух.

 

 

 

Сезонность использования

По сезонности использования шины делятся на летние, зимние и всесезонные. Отличия между ними сводятся к материалу изготовления (в летних используется жесткая резина, а зимних – мягкая), форме рисунка и глубине протектора. Всесезонный вариант является промежуточным, и должных сцепных качеств не обеспечивает ни зимой, ни летом. Оптимальный период использования такой резины – ранняя весна и поздняя осень.

 

Тип протектора

По типу протектора виды автошин бывают дорожными, повышенной проходимости и универсальными. Первые предназначены для эксплуатации по твердой поверхности. Шинам повышенной проходимости характерны глубокий протектор и ярко выраженные грунтозацепы, обеспечивающие отличные ходовые качества авто по пересеченной местности. Универсальные колеса подходят как для движения по дороге, так и по бездорожью, но не сильному, поскольку грунтозацепы в них есть, но они не очень «мощные».

 

Сфера использования

По сфере использования шины бывают общего назначения и спортивные. Все виды автошин общего назначения обладают определенным соотношением высоты профиля к ширине, что обеспечивает необходимый объем для закачки воздуха.

К спортивной резине относятся низкопрофильные шины, слики и полуслики. Низкопрофильные отличаются небольшой высотой боковин. Но для обеспечения нужного объема для закачки воздуха, конструкторы увеличили ширину шин. В результате площадь контакта беговой дорожки возросла, поэтому низкопрофильные шины отличаются улучшенными сцепными качествами. Предназначены они для езды только по твердой поверхности. Благодаря наличию протектора, допускается их использование на дорогах общего назначения.

 

Каталог шин

Подбор шин по размеру

Подбор шин по авто